Пьеса «Тварь», созданная выдающимся театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским в 1999 году, появилась на свет в преддверии нового тысячелетия, почти через сто лет после появления на сцене знаменитого романа.
Сюжет погружает нас в мир персонажей, которые в основном придерживаются «передоновского» подхода, ссылаясь на величие русской литературы и цитируя таких мастеров, как Державин, Пушкин и Достоевский, лишь для того, чтобы прикрыть свои постыдные поступки. Это ярко иллюстрирует наше иногда манипулятивное восприятие классики, за которой скрываются недостойные намерения.
В своем предисловии к пьесе Семеновский акцентирует внимание: «Безумие охватывает всех. Правило «передоновства» — это обвинять других в своих грехах, не испытывая ни капли раскаяния и не беря на себя ответственность — стало нормой нашей жизни, её сутью. Здесь даже не нужно восхвалять Пушкина или бросать вызов вечности. Всё происходит на одном дыхании».
Режиссер Никита Кобелев делится своими размышлениями: «С моей точки зрения, в этой пьесе переплетаются ключевые аспекты российской ментальности — классический литературный канон и его современное восприятие. Персонажи, обладая цинизмом и аморальностью, используют этот канон, чтобы оправдать свои действия. Меня действительно волнует вопрос: спасает ли классика нас сегодня, или же она стала инструментом манипуляции?»