Продолжаем погружение в увлекательный мир идей и методик, которые вдохновляли композиторов XX века, вместе с Элиной Андриановой.
На этот раз лекция сосредоточится на интересных аспектах неопределенности и закономерности в музыке. После завершения Второй мировой войны новое поколение композиторов стремилось «наверстать упущенное» и исследовать неизведанные художественные просторы. В качестве главного ориентировщика они выбрали серийный метод сочинения, разработанный Арнольдом Шёнбергом. По мнению Теодора Адорно, этот подход стал единственной возможностью противостоять массовой культуре и «слишком человеческой» музыке. Применяя сериальные принципы, композиторы смогли упорядочить звуковые элементы, ритмы, формы и эмоции, которые были подорваны недавними трагедиями.
В противоположность этому интеллектуальному подходу возникла иррациональная и интуитивная алеаторика — метод композиции, допускающий элемент случайности. Вместо тщательных расчетов и создания серий композитор мог бросить игральные кости или открыть наугад страницу телефонного справочника. Одним из самых известных представителей этого направления стал американский новатор Джон Кейдж с его «методом случайных действий», хотя он вовсе не был единственным. Более того, даже самые преданные сторонники сериализма иногда полагались не только на строгие расчеты, но и на случайные обстоятельства.